Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБДОУ "Детский сад №5"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Эмоциональная сфера.

Паровозик. Методика для определения психического состояния ребенка.

Цель: Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.

  Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков ( красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного цветов). Их можно сделать самостоятельно из цветной бумаги.

  Инструкция: Перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозу вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.

Интерпретация: Присвоение баллов производится соответственно таблице:

Если в результате сложения баллов их сумма меньше 3 – то психическое состояние оценивается как позитивное.

4-6 баллов – негативное психическое состояние низкой степени;

7-9 баллов - негативное психическое состояние средней степени;

Больше 9 баллов - негативное психическое состояние высокой степени.

 

1

Б

А

Л

Л

 

цвет

позиция

2

Б

А

Л

Л

а

 

 

 

3

Б

А

Л

Л

А

 

 

 

 

ф

1

ф

2

ч

1

ч

2

сер

1

ч

3

сер

2

сер

3

кор

1

кор

2

кор

3

кр

7

син

7

кр

6

кр

9

ж

7

ж

6

з

7

ж

9

з

6

син

8

з

8

 

 

 

Методика "Два дома".

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

 Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет. 

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

 Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

 Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

 Обработка и анализ результатов

 Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

 В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

 На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

Методика «Цветовой тест отношений»

 Цель : Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание теста : Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту :

"Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.

Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Методика «День рождения»

Одна из новых методик, которую могут использовать психологи, воспитатели и родители – методика «День рождения» М. Панфиловой. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей. 

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять стульев-кружочков вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство – крупный стул, неуверенность – маленький стул. Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол для взрослых, если за предыдущим располагались только дети или для детей, если за предыдущим столом располагались только взрослые. А может быть стол вообще для людей, если за предыдущим располагались только игрушки, предметы, животные. 

Помните, что предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним. 

Инструкция 

(вариант с использованием заранее заготовленного рисунка) 

–  Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай, твой стул отметим звездочкой или снежинкой. 

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки – снежинку. 

–  Кого ты хочешь посадить рядом с собой?  А с другой стороны? 

Имена людей, названия игрушек, животных записывают около кружка, а номер выбора – внутри. 

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: 

–  Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? 

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении. 

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их? 

–  Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики». 

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. 

Анализ результатов 

1.       Потребность в общении: 

А) используются все «стульчики» или добавляются новые – желает общаться в широком кругу; 

Б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) – желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу; 

В) выбираются игрушки, предметы, животные – несформированная потребность в общении. 

2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком – близкие, доверительные, приятные отношения. 

3. Значимость социального окружения:

А) количественное преобладание взрослых или детей, или предметов – наличие опыта общения с ними;

Б) половое преобладание в общении – наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

В) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) – значимость соответствующей среды в общении.


Осознанность ребенком отношения к нему близких людей

Назначение теста - диагностика осознанности ребенком отношения к нему близких людей.

Процедура тестирования

Используемый материал: рисунок лестницы из 6 ступенек, вырезанные фигурки мальчика и девочки.

Тестирование проводят индивидуально в два этапа.

Исследование начинается с непринужденного разговора о составе семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях в детском саду и т.д. Затем детям показывают лист бумаги с изображением лестницы. Если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но тоже хорошие дети. На второй ступеньке лестницы распределяются плохие дети, а на самой нижней ступеньке – самые плохие. После этого ребенку дается фигурка человечка в соответствии с полом, и экспериментатор просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. При этом каждый раз ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.

Ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель (или другие близкие взрослые). Нужно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (если он по каким-либо причинам считал, что воспитатель не поставит его на эту ступеньку) и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.

Оценка результатов теста

Оценки подсчитывают отдельно по двум этапам. Выявляют количество мотивированных решений. Сопоставляют результаты первого и второго экспериментов.

Отвечают на следующие вопросы:

- проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о своих взаимоотношениях с воспитателем. Если ответ положительный, то можно предположить, что эта сфера для ребенка важна и актуальна;

- каким ребенок считает себя и на какую из 6 ступенек ставит себя;

- может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту и иную ступеньку;

- каково соотношение между самооценкой ребенка и представлением об оценке его близкими;

Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым

Назначение теста - Диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.

Процедура тестирования

В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

Первая ситуация

«Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

Вторая ситуация

«Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал, кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял про волоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она ни кому не мешала».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

Третья ситуация

«Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». «На, возьми», -сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня по просила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?

Четвертая ситуация

«Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?

Оценка результатов теста

Анализируют, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т.д

Архив записей
Часы
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz